Что
делать, если врачи выносят приговор: «Ваш ребенок -
инвалид на всю жизнь»?
...Как быть, если случилась трагедия? Малыш появился на свет нездоровым, и
молодую маму уже в родильном доме предупреждают, что заболевание ее ребенка -
это инвалидность на всю жизнь. Надеемся, что практические советы социального
психолога Светланы Суворовой помогут тем, в чьей семье родился больной ребенок.
Какое счастье, когда на свет появляется ребенок.
Непередаваемые словами ощущения от понимания того, что теперь вас трое, теперь
вы носите гордое звание: родители. А каждый родитель хочет, чтоб его ребенок
был здоровым. Но бывает так, что это счастье может омрачить какой-нибудь
неприятный недуг.
Дети с тем или иным физическим недостатком
постоянно страдают либо от нехватки внимания, либо от слишком пристального
внимания со стороны своих сверстников. Поэтому главная задача родителей,
учителей, воспитателей – научить ребенка приспосабливаться в детском
коллективе, чтобы ребенок не стеснялся своей болезни, не чувствовал себя
виноватым и умел бы рассказать о своей болезни сверстникам.
Есть ребята, совсем не похожие на своих
сверстников: они живут в своем замкнутом мире и не пускают туда даже близких
людей. Виной всему расстройство - аутизм, которым страдают 10 детей из 10
тысяч. Понять, почему в семье родился такой ребенок, сложно. Есть много теорий
- генетическая предрасположенность, разлады в формировании нейронных цепей
головного мозга, прививки, родовые травмы, искусственное вскармливание и т.д.
Но ни одна из этих теорий окончательно не доказана.
Все лучшее – детям, слышим мы постоянно. Дети -
цветы жизни! Но как нам воспринимать случаи, когда детей превращают в «цветок в
горшочке» эскулапы, причем, по требованию родителей?
Диагноз детский
церебральный паралич шокирует любого родителя. К сожалению, с каждым
годом число детей рождающихся с ДЦП неуклонно растет. Это испытание для
ребенка и для всей его семьи. Многие врачи советуют родителям отдать
ребенка в специальный интернат, так как болезнь неизлечима.
Когда в семье
рождается ребенок с нарушением развития, радость от появления на свет
долгожданного малыша, смешивается с горем. «Почему это случилось именно в нашей
семье?»
Когда в семье рождается
ребенок с нарушением развития, радость от появления на свет
долгожданного малыша, смешивается с горем. «Почему это случилось именно в
нашей семье?» «В чем мы провинились»? «Кто виноват в случившемся» - вот
лишь немногие вопросы, которые еще долгое время не оставят как
родителей ребенка, так и других близких ему людей.
Но, решение этой проблемы можно и нужно искать. И, первое, что
необходимо сделать родителям – взять себя в руки. Чувствительность
новорождённого к среде очень велика, и поэтому, находясь в стрессовом
состоянии, родители невольно погружают в него и ребенка.
Научитесь принимать ребенка таким, каков он есть. Не испытывая к нему
чувства жалости и не выделяя на фоне других детей, Вы существенно
облегчите его социализацию в будущем. Помните, что он – такой же ребенок
как все, обладающий своим внутренним миром, своими талантами и
потребностями; и не «инвалид», а особый ребенок, доверенный Вам жизнью.
Как можно внимательнее присматривайтесь к ребенку; старайтесь найти его
призвание и выявить наиболее сильные стороны. Во многом, в этом вам
поможет любопытный психологический феномен гиперкомпенсции. Он
проявляется в том, что слабость одних функций в организме ребенка чаще
всего сочетается с ускоренным развитием других. Так, слепые дети
обладают поразительно развитым осязанием и слухом, цветовое зрение
глухого ребенка развито сильнее, чем у здорового. Как можно раньше
включите его в среду сверстников и не препятствуйте его общению со
здоровыми детьми. Пусть Вас не смущает то, что первое время дети будут
сторониться необычного ребенка. Простой разговор зачастую может
поставить все на свои места благодаря развитой в этом возрасте детской
эмпатии и доверчивости.
Не старайтесь излишне опекать ребенка – такое отношение может в будущем
превратить ребенка в эгоиста-потребителя, не способного к
самостоятельным действиям. Учите его быть сильным, отстаивать свои права
и приспосабливаться к жизни в этом непростом мире. Почаще приводите
примеры особых людей, добившихся немалого успеха в жизни, убедительно
доказав, что физическая инвалидность ни в коем случае не тождественна
духовной ущербности. И, конечно же, не опускайте руки в стремлении
улучшить состояние ребенка. Читайте специализированную литературу,
общайтесь с родителями, чьи дети оказались в подобных жизненных
обстоятельствах, узнавайте о новейших разработках в области исследования
заболевания вашего ребенка.
Воспитание особого ребенка – это колоссальный труд, требующий от
родителей максимальной самоотдачи. Но, не теряйте веры в себя и плоды
Вашего труда не заставят себя ждать!
Когда в семье рождается
ребенок с нарушением развития, радость от появления на свет
долгожданного малыша, смешивается с горем. «Почему это случилось именно в
нашей семье?» «В чем мы провинились»? «Кто виноват в случившемся» - вот
лишь немногие вопросы, которые еще долгое время не оставят как
родителей ребенка, так и других близких ему людей.
Но, решение этой проблемы можно и нужно искать. И, первое, что
необходимо сделать родителям – взять себя в руки. Чувствительность
новорождённого к среде очень велика, и поэтому, находясь в стрессовом
состоянии, родители невольно погружают в него и ребенка.
Научитесь принимать ребенка таким, каков он есть. Не испытывая к нему
чувства жалости и не выделяя на фоне других детей, Вы существенно
облегчите его социализацию в будущем. Помните, что он – такой же ребенок
как все, обладающий своим внутренним миром, своими талантами и
потребностями; и не «инвалид», а особый ребенок, доверенный Вам жизнью.
Как можно внимательнее присматривайтесь к ребенку; старайтесь найти его
призвание и выявить наиболее сильные стороны. Во многом, в этом вам
поможет любопытный психологический феномен гиперкомпенсции. Он
проявляется в том, что слабость одних функций в организме ребенка чаще
всего сочетается с ускоренным развитием других. Так, слепые дети
обладают поразительно развитым осязанием и слухом, цветовое зрение
глухого ребенка развито сильнее, чем у здорового. Как можно раньше
включите его в среду сверстников и не препятствуйте его общению со
здоровыми детьми. Пусть Вас не смущает то, что первое время дети будут
сторониться необычного ребенка. Простой разговор зачастую может
поставить все на свои места благодаря развитой в этом возрасте детской
эмпатии и доверчивости.
Не старайтесь излишне опекать ребенка – такое отношение может в будущем
превратить ребенка в эгоиста-потребителя, не способного к
самостоятельным действиям. Учите его быть сильным, отстаивать свои права
и приспосабливаться к жизни в этом непростом мире. Почаще приводите
примеры особых людей, добившихся немалого успеха в жизни, убедительно
доказав, что физическая инвалидность ни в коем случае не тождественна
духовной ущербности. И, конечно же, не опускайте руки в стремлении
улучшить состояние ребенка. Читайте специализированную литературу,
общайтесь с родителями, чьи дети оказались в подобных жизненных
обстоятельствах, узнавайте о новейших разработках в области исследования
заболевания вашего ребенка.
Воспитание особого ребенка – это колоссальный труд, требующий от
родителей максимальной самоотдачи. Но, не теряйте веры в себя и плоды
Вашего труда не заставят себя ждать!