Дети с тем или иным физическим недостатком
постоянно страдают либо от нехватки внимания, либо от слишком пристального
внимания со стороны своих сверстников. Поэтому главная задача родителей,
учителей, воспитателей – научить ребенка приспосабливаться в детском
коллективе, чтобы ребенок не стеснялся своей болезни, не чувствовал себя
виноватым и умел бы рассказать о своей болезни сверстникам. Для начала
родителям необходимо рассказать о болезни ребенка медицинской сестре, воспитателю,
учителю, чтобы в какой-то экстренной ситуации они смогли помочь ребенку. С
ребенком инвалидом почти всегда рядом находятся родители или взрослые, которые
своим отношением к болезни ребенка влияют на ситуацию. Ребенок относится к
своей болезни так же, как его родители. Он копирует их поведение. И здесь самая
главная цель родителей контролировать свои чувства и эмоции. Ведь если родители
любят ребенка, он радостен, если родители позитивно настроены, то и ребенок
будет счастлив. Помогите своему ребенку быть борцом, активным человеком, а не
пассивной жертвой обстоятельств, научите во всем искать положительные моменты и
сосредотачиваться на них. Нужно понять и разобраться в чем проблема сложных
отношений ребенка с ровесниками: в том, что ваш ребенок инвалид или в том, что
он нерешительный, стеснительный человек. Объясните ребенку, что у каждого
человека есть свои особенности. Почитайте или расскажите примеры из жизни о
том, что болезнь - не препятствие для нормальной, достойной жизни (Например,
женщина инвалид с детства, отсутствуют обе ноги, выиграла кубок мира по
теннису; или Достоевский болел эпилепсией с детства, но это не помешало ему
писать шедевры художественной литературы). Объясните ребенку, что многое решает
воля, характер, а не обстоятельства. Когда родители сильно опекают ребенка
(гиперопека), чувствуя вину перед ним, начинают баловать, то ребенок может
превратиться в домашнего тирана. Надо объяснить, что есть определенные правила,
которые нужно обязательно исполнять всем и есть вещи, которые нельзя делать,
независимо от того кто ты – инвалид или здоровый человек. Приглашайте к себе
домой сверстников своего ребенка. Создайте дружественную, теплую атмосферу в
доме. Придумывайте увлекательные игры: домашний театр, художественные выставки
ребят, вообще фантазируйте вместе с детьми. Но не откупайтесь от них
сладостями, игрушками, компьютером, ведь живое общение с вами ничто не заменит.
Активно участвуйте в жизни класса. Все это создаст уважение и интерес к вам и
вашему ребенку. Теперь перейдем к вопросу о том, как ребенку лучше рассказать о
своей болезни сверстникам, ведь дети любопытны и обязательно спросят его о
болезни. А рассказать все равно придется, иначе будет только хуже, дети будут
выдумывать небылицы, разные подробности из-за своего незнания. Ваш ребенок
должен уметь спокойно, с достоинством, не вдаваясь в подробности, объяснить
(Например, Я обжегся, или у меня была травма). На некоторые очень навязчивые
вопросы можно и не отвечать, каждый человек имеет на это право, но не
агрессивно, не грубо. Учителю в такие разговоры нужно вмешиваться, смотря на
реакцию ребенка - если он расплакался нужно подойти приобнять детей и коротко
спокойно объяснить, что ничего плохого не произошло, рассказать о заболевании.
Таким образом, вы объедините детей. Иногда нужно спросить ребенка, нужна ли ему
ваша помощь, и в какой степени. Не нужно лишний раз вмешиваться, т.к. вы
показываете, что ребенок слабый, не может постоять за себя. Это приведет к еще
большему негативному отношению к больному ребенку. И дети постараются еще
больше напакостить ему, уже как вашему любимчику. Но дети бывают обычно жестоки
и злы обычно от недостатка информации. И поэтому старайтесь настроить детей на
дружескую поддержку. Ведь когда в учителе есть здравый смысл, тепло, поддержка,
то это передается и детям. И последний вопрос, который бы хотелось рассмотреть
– это когда ребенка дразнят или пристально смотрят и показывают пальцем, если
физический недуг явный. Здесь может быть множество вариантов ответов, но
главное вы должны объяснить ребенку, что дразнят и смотрят и на здоровых людей,
такая уж подлая человеческая натура – обсуждать, критиковать, смеяться над
недостатком. Научите своего ребенка отвечать с достоинством. Пусть ваш ребенок
не боится людей, находит с ними общий язык и самое главное, пусть уважает себя,
тогда и другие будут это делать. Здесь рассмотрены общие вопросы, поэтому нужно
учитывать характер, индивидуальность ребенка и, конечно же, специфику
конкретного заболевания, когда вы помогаете больному ребенку. Улыбок,
оптимистического настроения и доброго здоровья вам и вашим детям!